Зачем нужны коммуникативные ролевые игры
или
пара вопросов о практическом применении
Во-первых, игра - достаточно интересная форма досуга, что в принципе,
уже оправдывает её проведение. Но это только часть айсберга.
Во-вторых, лангедок даёт все те эффекты, которые описываются в статье
"Влияние ролевых игр". Вопрос стоит так: что нужно сделать,
чтобы полезно использовать эти эффекты?
Рассмотрим практический пример. Есть Астраханский школьный пресс-центр,
куда постоянно приходят новички. Тут надо сказать несколько слов
о специфике учёбы в этом самом ПЦ - учат тут журналистов, учат на
практике, но атмосфера здесь не как в школе или ВУЗе, а как в редакции.
Т.е. многие сюда ходят как домой. Естественно, что именно в ПЦ мы
и начали проводить подобные игры.
Первым удивительным эффектом было то, что имена персонажей превращались
в псевдонимы (но не клички!) игроков. У нас есть Тимбрет и Бекки,
которые практически забыли "родные" имена. Их новые ники
им очень нравятся.
Вторая вещь - после проведённой игры тут же появляются желающие
провести следующую игру. Что самое интересное, они пишут сценарии
и ведут подготовку до конца. Некоторые "ломаются" и забрасывают
сценарий, понимая, что чего-то не хватает… Чтобы через месяц или
два вернуться к нему или написать новый (помнится, моя первая -
действительно первая - игра "У старого колодца" была где-то
четвёртой попыткой подобного плана). Однако, есть и такие, кто ляпает
что-то на голом энтузиазме, на одной идее, совершенно без подготовки,
и пытается воплотить в жизнь. Как правило, такие попытки проваливаются
- и человек становится на удивление собранным и обязательным…
Ещё один аспект работы в ПЦ - из десяти новичков остаётся один,
способный реально работать, своего рода "выживший". Но
проблема в том, что был у нас замечательный парень - назовём его
Васей - он был всем хорош, но жутко стеснялся и практически постоянно
молчал. К сожалению, "раскусить" его мог только я, и на
моих занятиях - а они индивидуальные - он "расцветал",
потом снова "сникал".
Мы пригласили его на павильонную ролёвку. Сначала меня чуть не убил
его уровень подготовки - он соорудил себе нехилый алхимический мешочек,
прямо мобильную лабораторию - травником был... Игра прошла, и паренёк
стал как по мановению руки очень общительным - более того, на него
стали реально обращать внимание…
Теперь ролёвки мы используем для раскрепощения вот таких товарищей.
Ещё один аспект - отношения игроков после игры. До игры они были
незнакомыми, после - друзья. Думаю, дело в том, что на игре они
вынуждены знакомиться и оценивать друг друга очень быстро, забыв
о комплексах и прочих ограничениях. На играх каждый показывает своё
истинное лицо.
|