Коммуникативные ролевые игры

Черновики судьбы

статья для журнала "Моё королевство"
www.game.openwork.ru

От меня не воняет неудачами, потому
что я учусь на своих ошибках.
Грегори Мэдисон

Добро пожаловать в учебный центр жизни. Сейчас мы проведём небольшой экзамен, проверим, как вы живёте, что умеете. Готовы? Отлично. Вспомните все ваши роли - от первой до последней. Особое внимание уделите тем из них, которые предполагали некоторую свободу в противовес театральности. Вспомните, как вы играли, кого, какие решения принимали, когда и почему проигрывали, когда и почему выигрывали…
А теперь приостановитесь. Не читайте пока дальше, подумайте, вспомните…

Каждая новая роль - это кусочек, дополняющий мозаику личности. Возможно, без некоторых из них, вы бы даже не догадывались о своих тех или иных качествах.

У вас всегда получалось отыгрываться? Не находите сходства между ролями? Были случаи, когда ваша игра вас полностью не устраивала?

Поздравляю, вы только что просмотрели черновики своей судьбы. Вам всё нравится? Все роли были идеальными?

Игры дарят нам великолепную возможность взглянуть со стороны на свою жизнь. Приведу небольшой пример: представьте, что некий боец вынужден сражаться всё время. У него есть стиль, техника, тактика и стратегия. Каждый бой он применяет то, что у него получается лучше всего - если он хочет жить, разумеется. Ведь стоит ему начать экспериментировать, как противник, не долго думая, покончит с ним. С другой стороны, тренировки позволили бы ему оттачивать мастерство, пробовать новые приёмы, проверять, доводить их до совершенства… Без тренировок он обречён умереть при встрече с первым же чуть более сильным.
Ролевые игры - отличная возможность потренироваться перед дальнейшей жизнью (разумеется, здесь я исхожу из допущения, что жизнь для вас важнее игр). Строя образ персонажа, вы просто не можете не отыгрывать себя: ведь все ваши знания берутся - откуда? - из вас же. Но вы можете изменяться. Например, коммуникативные игры великолепно лечат стеснительность, нерешительность и неумение что-то объяснять, учат убеждать, чувствовать других людей, разбираться в их мотивах, отделять факты от мнений и т.д. Они убирают неудачные стратегии и привносят более успешные - или же игрок обречён на неудачи и проигрыши.

А теперь ещё раз "перелистайте" в уме свои роли и подумайте, что вам не нравится. Вспомните моменты, где вы могли бы поступить по-другому - и всё бы закончилось совсем не так. Знакомьтесь: это ваши грабли. Умные люди на грабли больше одного раза не наступают. Спорим, у вас есть ещё пара подобных случаев - не в играх, так в жизни? Не повод ли это задуматься о том, что вы что-то не так делаете?
Вместо того, чтобы плакать от неудачи, примите её как подарок: вы живы и узнали свою ошибку, чтобы больше никогда её не повторить.

Попробуйте сыграть полного неудачника, противоположность своей любимой роли. Вы увидите изнутри много своих недостатков, если сможете построить образ-противоположность тому, как бы действовали по своему стандарту.

Вы свободны экспериментировать в рамках роли. Каждый раз старайтесь брать разные роли - и вместо придумывания оправданий того или иного поведения персонажа постарайтесь понять, как бы ОН поступил в той или иной ситуации ДАЖЕ ЕСЛИ ЭТО НЕЭФФЕКТИВНО. Приведу пример: как вы знакомитесь с девушками? Познакомились, сказали много-много слов, подружили, признались в любви, начали встречаться… Это стандартная схема. Есть и другая, о которой редко кто задумывается. Отбросив все свои стереотипы можно действовать от противного: проявить активность, граничащую с агрессией… порядок будет такой: переспали, познакомились, начали встречаться, признались в любви, подружили, сказали много-много слов… Разумеется, в конкретных ситуациях каждый метод имеет свою область применения. Так, если вы собираетесь встречаться с девушкой пару лет, то нет смысла тащить её в постель на первом свидании… Это пример разных подходов. Стандартный закомлексованный человек крайне редко задумывается о второй возможности.
Но от столь интересной темы снова вернёмся к играм. Есть масса стереотипных убеждений, которые могут мешать.
Кто вам сказал, что уговаривать - лучший способ что-то получить? Уговаривать - это насиловать. Лучше сделайте так, чтобы вам предложили это что-то.
Кто сказал, что лучший способ говорить на толпу - это повышать голос? Начните говорить полушепотом, и все заткнутся, чтобы услышать вас.
И так в каждой ситуации: ищите шаблон своих действий, пытайтесь его поломать, перевернуть - и пробуйте. Разумеется, поначалу будет сложно. Предлагаю следующую схему: если вы активно воздействуете на игру, попробуйте помолчать и посидеть в уголке, просто слушая (ощущения незабываемые!). Если часто колеблетесь - постарайтесь действовать не думая. Привыкли делать что-то одним способом, который у вас лучше всего получается? К чёрту его!
Если ваш Мастер даёт описание характера персонажа, постарайтесь детально ему следовать, не привнося ничего от себя. Почувствуете, что в какой-то момент переходите к одной из своих старых ролей - запомните и обдумайте, какой шаблон включился и что можно изменить.
Ещё один хороший признак шаблона - слово "невозможно". Нет ничего невозможного, есть то, что вы таковым считаете. Как только вы говорите себе это слово, остановитесь и подумайте. Способ есть. Просто вы его не видите и отрезаете себе великолепную возможность. Пробуйте.
Чётко определите свою цель и действуйте. Многие срываются на мыслях типа "а если я сделаю это, то случится то, а потом…". Это называется мозговой онанизм. Вы никогда не узнаете, к чему привёдёт ваше действие, пока не сделаете его. Перестаньте вести внутренний диалог и начинайте действовать!

Изменяться больно. Любое новшество будет вызывать отторжение. Научитесь перешагивать через это, и вы почувствуете себя победителем.

Есть простой признак: если роль вам сначала не нравилась, а после игры (возможно, через пару часов) у вас великолепное настроение (чувство облегчения), значит всё правильно.

Пока вы играете, вы пишете черновик своей же судьбы. Отслеживая свои поступки и стратегии на играх, вы можете изменить их и перенести в жизнь удачные моменты (хотя бы действуя в реале в понравившемся образе). Соответственно, точно так же можно сказать, как будет вести себя в реале другой игрок, понаблюдав за его стилем (но учтите, что это не относится к игрокам-эстетам, вживающимся в образ).

Как сказал наш штатный психолог, люди делятся на две категории: те которые наступают на грабли и понимают, что больше так не надо, и те, которые наступают на грабли, трут шишку на лбу, сокрушаются и идут к следующим таким же. Куда вас записать?

После следующей игры подумайте, что, как и почему вы делали, ок?

Идти в форум (регистрация не требуется)

Milfgard

 

Контакты
 Мыло: админ
 ICQ: 178803534

20 декабря 2005

Обсудить в форуме

Вернуться к разделу "Статьи"

На главную Игры Статьи Форум Файлы Ссылки   ©Сергей Абдульманов